Очередные слушания по проблемам государственного регулирования реставрационной деятельности прошли в Государственной Думе РФ.
Главными вопросами слушаний стали: финансовое обеспечение реставрации памятников истории, культуры и архитектуры, лицензирование деятельности реставраторов, возможность перехода на систему саморегулирования реставрационной деятельности, а также подготовка и государственная аттестация реставрационных кадров.
Реставрация памятников истории и культуры в России ориентирована преимущественно на финансовое обеспечение из государственных бюджетных и внебюджетных фондов. При этом, следует подчеркнуть, что федеральный бюджет обеспечивает должные реставрационные работы лишь на одну десятую, а Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2017 годы)» не способна в полной мере разрешить проблемы сохранения объектов культурного наследия.
На реализацию прошлой ФЦП с 2006 по 2010 годы на работы по реставрации и сохранению памятников было выделено свыше 13 млрд. рублей. С 2009 года отмечается снижение размера государственного финансирования: в 2010 в сравнении с 2009 годом – на 447 млн. рублей. Цифры бюджета на 2011 год снижены на 403 миллиона. При этом, количество памятников истории и культуры по всей стране нуждающихся в сохранении и реставрации не сокращается, а напротив увеличивается и требует увеличение затрат. Около двух третей памятников в России нуждается в принятии неотложных реставрационных и ремонтных мер для сохранения.
Заместитель министра культуры РФ К. Черепенников сообщил, что ежегодно МинКульт РФ сталкивается с уменьшением бюджета на финансирование объектов культурного наследия. «В лучшем случае выделяется 10-15 % от заявленных министерством. И такое положение вещей не меняется уже ни один год».
По мнению Г. Ивлиева, поправить сложившееся положение сможет создание унифицированного механизма привлечения реставрационную деятельность внебюджетных фондов. Пример такого механизма реализован в проекте изменений в ФЗ-73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и состоит в создании налоговых льгот и преференций для собственников памятников, вложившихся в их ремонт, в том числе и налоговых вычетов.
Особое внимание, по мнению депутата, следует обратить на ситуацию с неисполнением государственных заказов по реставрации и с завышением стоимости последних, а также на общие проблемы с реализацией 94 Федерального Закона.
Многие участники конференции упоминали, что основная проблема состоит в том, что реставрация не выделена законодателем как самостоятельная обособленная сфера. При осуществлении ремонтно-реставрационных работ используются обычные строительные нормы, правила и оценки. Отсутствие единых реставрационных норм негативно сказывается на сохранении памятников.
В доработке нуждается и законодательная база, регулирующая лицензирование реставрационной деятельности: 60 % компаний, имеющих лицензию на реставрацию, не соответствует требованиям, необходимым для осуществления «грамотной реставрации», - заявил один из участников, предложив в качестве альтернативы уже опробованный в России институт саморегулирования. В данный момент в России уже создано несколько СРО реставраторов, что является крепкой базой для дальнейшего реформирования системы. Именно саморегулирование является сегодня единственным реально действующим способом стабилизации деятельности компаний, проводящих ремонтно-реставрационные работы на памятниках истории и культуры.
В прошлом, институт саморегулируемых организаций в области реставрации не получил поддержки в профессиональном сообществе, именно поэтому с переходом от лицензирования к саморегулированию решили не спешить. Но для создания более прозрачной процедуры получения лицензий комитет Государственной Думы по культуре предложил ввести в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» норму об обязательной аттестации специалистов-реставраторов.
Также комитету по культуре предложил сделать обязательным получение лицензии также и на ремонт, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, противоаварийные работы, в связи с тем, что их некачественное проведение может причинить внушительный ущерб историческому или культурному объекту.